Лука

КГ-портал, Сергей Чацкий

23 июня

Весь сеанс вашего покорного слугу одолевало идиотское предположение, что аниматоры Pixar шутки ради собирались адаптировать лавкрафтовскую «Тень над Иннсмаутом» под возрастной рейтинг «6+», да только на середине продакшена в офисе нарисовался продюсер и надавал фантазёрам по шапке. Что ж, рыболюди в мультфильме и вправду имеются, вот только вместо мрачного портового городка в Массачусетсе перед зрителями предстаёт живописная Итальянская Ривьера. Да и о культе Ктулху пиксаровцы явно позабыли. Зато назубок выучили значение слова «референс», ибо «Лука», спроектированный урождённым генуэзцем Энрико Касаросой, походит и на лучезарные аниме Хаяо Миядзаки, и на пластилиновую вакханалию Aardman Animations, и на традиционную японскую ксилографию с поправкой на дорого-богато выполненное 3D.

Знойная Адриатика из «Порко Россо» сбегает от режима Дуче в бунтарские 60-е. В края, где меж пряничных домиков с рыжей кровлей разъезжают шустрые мопеды Vespa, а обветшалые стены увешаны плакатами «Дороги» Феллини и «Римских каникул» Уильяма Уайлера. Этот райский уголок, наречённый Портороссо, смахивает на застрявший в Средневековье Бергамо из «Назови меня своим именем» Гуаданьино с примыкающими к нему курортами Нормандии из «Лета 85» Озона. Чем внимательнее зритель вглядывается в эту полифонию стилей, точку пересечения отвязного винтажа с величавым Ренессансом, тем охотнее проваливается в беззаботное детство, когда лето казалось бесконечным, а приключения поджидали на каждом шагу.

По всей видимости, далеко не все россияне, читающие этот текст, проводили школьные каникулы на средиземноморских курортах или, скажем, на Мальдивах. Однако это не мешает «Луке» налаживать устойчивую связь с нашим внутренним ребёнком. Эффект поразительный, как после первого прочтения «Вина из одуванчиков» Рэя Брэдбери. Повести, которая и по сей день заставляет в доску русских сеятелей майской картошки верить в то, что в каждом из нас сидит жадный до авантюр школьник из Иллинойса. То же применимо и к «Луке», ведь Портороссо — это портал в царство иллюзий, где ложная ностальгия валит здравый смысл на лопатки и умиротворяет почище галлона ромашкового чая. Эдакий «синдром Лапенко», только вместо шлягеров Татьяны Булановой и ароматной курочки в плацкартном вагоне здесь восхваляют игривые песни Эдоардо Беннато и нежный вкус спагетти под соусом песто.

Очевидно, что с лиричностью уровня «Вверх» и глубоким психологизмом «Головоломки» бесхитростный «Лука» не дружит. Эта история, как в случае с относительно недавним «Вперёд», честно отрабатывает избранный сеттинг, без сучка и задоринки проговаривает поучительные речи и даже умудряется оставить приятное послевкусие. Правда, с оговоркой: всё гениальное просто, но не всё простое гениально. Честно признайтесь, многого ли вы ждали от пиксаровского мультика без мощной PR-кампании («Хороший динозавр», мы тебя поминаем), в сценарный фундамент которого заложили сочинение на тему «Как я провёл этим летом»? Подозреваем, что нет.

На свежем воздухе тусуется парочка несовершеннолетних ихтиандров, радеющих за девиз «молодость и радость, анархия и радость», при этом пытается не выдать горожанам своего морского происхождения. Как ни крути, глубоководных тварей в этих местах не привечают, а городская управа выкладывает на бочку нехилую сумму за поимку распоясавшихся водяных. Мальчики-амфибии, чьё превращение в чешуйчатых гуманоидов работает по канонам подросткового сериала «H20: Просто добавь воды», дурачатся и не шибко волнуются о компрометации. Между делом они пытаются победить в местном триатлоне, дабы слить выигранные деньги на блатной скутер, но глобально их мысли заняты исключительно кайфами земными немудрёными. Малолетки с плавниками дивятся чудесам земной гравитации, мастерят из говна и палок мототехнику и зависают с девчонкой-аутсайдером, при каждом удобном случае восклицающей кринжовое Santa mozzarella! Да, на каждую адекватную итальянскую идиому в фильме приходится по пять несуразных кулинарных метафор с участием горгондзолы, сардин и пиколини, но это не критично.

Что критично, так это вопросы политики «мышиной корпорации» и подшефных ей контор. Ну что, Pixar, снова «одиснеились»? Да вроде бы и нет. Наконец-то взяли курс на оригинальные проекты? Однозначно. Долой бесконечные сиквелы! Даёшь свежую кровь! Ступать по непроторённым производственным дорожкам полезно всем, в том числе флагманским студиям, вне зависимости от того, на скольких кочках они по итогу навернутся. В конце концов, та же «Душа» изящно прояснила, что не все мы рождаемся Альбертами Эйнштейнами, и заурядность-таки имеет право на жизнь. А если за написание / моделирование / озвучивание / анимацию / рендеринг (нужное подчеркнуть) этой самой заурядности берутся поистине влюблённые в своё ремесло люди, то и подавно. «Лука» как раз такой случай: с полуоборота не заводится, но и на ровном месте не глохнет, аки надёжный мотороллер Vespa.

Но за Ктулху всё равно обидно. Представьте только, лавкрафтиана от Pixar — это был бы номер…

Билеты тут.