Дикая

Film.ru, Максим Ершов

22 июня

За последние 5 лет Владимир Котт зарекомендовал себя как неординарный комедиограф. Сначала он снял трагифарс «Карп отмороженный» о пенсионерке, которая решает спланировать и подготовить собственные похороны. За картиной с Мариной Неёловой, Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым последовали перенесённая в Россию пародия на «8 с половиной» Феллини под названием «Конец фильма» и забавные приключения пранкера в монастыре «Непослушник». Котт — один из немногих отечественных режиссёров, кто не штампует глуповатые и однотипные народные комедии (зрительский вердикт обычно выражается в провальных кассовых сборах и низких оценках), а каждый раз старается раздвинуть границы сложного жанра. Сегодня снять по-настоящему смешной фильм — непростая задача, и не только для отечественного кино.

«Дикая» — переосмысление многочисленных картин о выживании в экстремальных условиях. Леонардо ДиКаприо приходилось спать в ещё не остывшей шкуре лошади в «Выжившем», Эмиль Хирш жил в автобусе на Аляске в «Диких условиях», а Мэтт Дэймон и вовсе выращивал картофель на Красной планете в «Марсианине». Традиционно истории на сопротивление природе решаются как драмы или триллеры, ведь на кону стоит жизнь человека, а опасностей полно.

В фильме Владимира Котта ситуация обострена до предела: Алёна никак не готовилась к приключениям в якутской тайге, где до ближайших населенных пунктов десятки километров и препятствие в виде широкой реки (а ко всем прочим неурядицам героиня не умеет плавать). Вместо фонарика, палатки и перочинного ножа у столичной жительницы в арсенале губная помада, карта «Тройка» и мобильный телефон без сотовой связи. Было бы смешно, если бы Алёна внезапно показала навыки профессионального выживальщика. Попавшая в неприятную ситуацию девушка кричит о помощи и взывает к Всевышнему, пытаясь понять, чем заслужила кармическое наказание. На вопли модели приходит разве что милый песец — верный таёжный друг Алёны в эпицентре злоключений.

Неслучайно гостью выручает из беды жена Егора Уйгулана (Ильяна Павлова). Коренная жительница Якутии прекрасно знает родные края. В приключенческой драмеди режиссёр противопоставляет не только двух женщин, но и Москву и остальную Россию. Столичная жительница не знает якутских нравов, не представляет, как живут местные жители. Для Алёны это другой мир. Модель прекрасно освоилась в асфальтовых джунглях, но хозяйка тайги — Уйгулана. Неожиданно в глухом лесу сталкиваются и выручают друг друга две России. Котт специально помещает Алёну в экстремальные условия и подвергает жизнь главной героини опасности — только необычные обстоятельства могут позволить взглянуть по-новому на прежнюю жизнь и переосмыслить привычные ценности.

Алёна — наивная и капризная, но трогательная героиня. Большая заслуга Таисии Вилковой состоит в том, что персонажу хочется сопереживать. Кроме того, характер девушки раскрывается постепенно и создает объёмный портрет. Несколькими штрихами (например, трепетными отношениями с бабушкой) рисуется образ неопытной модели с семейными ценностями и отменным чувством юмора. Неоднозначность Алёны приковывает внимание, заставляет приглядываться к действиям и речам девушки.

Котт чувствует ограничения жанра фильмов о выживании и подкидывает несколько сюрпризов. Комедийная история обрастает драматическими эпизодами и кровавыми поворотами. Вспоминая о «Пугале» Дмитрия Давыдова, режиссёр не обходит стороной древние верования, и картина приобретает мистический оттенок. Резкая смена жанров идёт на пользу динамике сюжета, но разрушает целостность картины, в некоторых эпизодах появляется незапланированный комический эффект, и «Дикая» готова свалиться в фарс. Месседж фильма расплывается.

Котт заслуживает похвалы за смелость и желание придать комедии необычное звучание. «Дикая» — нестыдное, изобретательно снятое развлекательное кино. На российских просторах есть два полюса: военно-патриотические блокбастеры и народные комедии. В прокате отчаянно не хватает дерзких, не лишённых шероховатостей, но обаятельных картин, которые способны удивить. «Дикая» — среди редких приятных примеров.