Главная роль

Film.ru, Настасья Горбачевская

26 июня

Сразу стоит оговориться, что «Главная роль» в официальном конкурсе венецианской Мостры нашла свое идеальное место, пусть фильм в целом и далек от картин, которые принято называть фестивальными. Зато он с ними беззастенчиво заигрывает и вдоволь иронизирует над демиургами — а Лола и ее артисты именно такие. С экрана сыплются бесконечные подмигивания премиям и кинофестивалям, насмешки над большими именами и тяжелыми статуэтками — в кадре буквально появляются трофеи, принадлежащие артистам. И это неприличное количество бессовестных, но все же очень забавных отсылок, возможно, именно публикой в Венеции будет восприниматься благосклоннее всего. Невольно даже возникает ощущение, что картина и была придумана режиссерами и сценаристами Мариано Коном и Гастоном Дюпра специально для участия в смотре. Предыдущий раз они были в Венеции 6 лет назад с еще одной комедией, «Почетный гражданин», тогда Оскар Мартинес (который здесь сыграл Ивана) забрал кубок Вольпи за мужскую роль. Несомненно, внутренняя кухня этим авторам хорошо знакома, но все же «Главной роли» не удается окончательно скатиться в капустник с любимыми и заслуженными или местечковый междусобойчик для фестивальной тусовки. Несмотря на то что все персонажи скорее трафаретные типажи с гипертрофированными характерами, все же у них есть если не второе дно, то какое-то человеческое очарование.

Не приходится сомневаться в том, что это заслуга больших артистов: всегда довольно скучно описывать актерскую игру, особенную выдающуюся, — ну что критик может сказать о таком непростом ремесле? Но в случае «Главной роли» альянс Крус, Бандераса и Мартинеса — это 80% бездонного обаяния картины. Удивляет и то, что по большому счету это первая большая встреча Пенелопы и Антонио на экране — до этого у них был лишь небольшой эпизод в «Я очень возбужден», а в «Боли и славе» герои жили параллельными жизнями. И, наверное, «Главная роль» — лучший способ для них воссоединиться и продемонстрировать незаурядный комедийный талант. Невозможно не заметить, с каким упоением артисты погружаются в свои роли. Пенелопа наградила свою артхаусную режистриссу Лолу чертами гениев, с которыми работала когда-то сама (можно прочувствовать вибрации того же Альмодовара): она дефилирует в казаках, размахивая сумасшедшей копной волос, щурится и проникновенно смотрит мужчинам прямо в душу, придумывая множество испытаний для их таланта: от ранжирования степени опьянения по десятибалльной шкале до прощания с теми самыми профессионального трофеями — все пустое, земные блага тянут на дно. Бандерас играет аккуратную пародию на самого себя, высмеивая годами выстроенный им образ мачо в спортивном автомобиле. Все эти игры в самих себя и немного в коллег выглядят действительно и смешно, и остроумно, но в то же время довольно безобидно.

Едва ли Кон и Дюпра ставили задачу погладить коллег из индустрии против шерсти — разумеется, грехи великих людей вроде гордыни и тщеславия следуют за ними по пятам, как и зависть, и нарциссизм, но все это проговорено довольно легко и стараясь никого не обидеть. Ожидать от этой комедии препарирования насущных проблем индустрии довольно опрометчиво — в целом язык «Главной роли» старомоден, но этим комедия и подкупает, как и возможностью в тысячный раз посмотреть на закулисье кинопроизводства — сплошное шарлатанство и никакой магии.