Спартак: кое-что о римских обычаях ― военных и любовных

MuseСube, Яна Квятковская

02 августа

Когда в 1977 году концертный ансамбль Игоря Моисеева перешёл под руководство к Владимиру Василёву, репертуар труппы стал значительно меняться. На смену концертным программам и вариациям в одноактных балетах пришли большие полноценные спектакли. И если изначально в афише тогда нового современного театра акцент делался на собственные постановки, то ближе к началу перестройки он сместился на более классический, узнаваемый репертуар во всем мире. Помимо «Лебединого озера», «Дон Кихота» и прочих известных вещей был поставлен «Спартак», один из самых новаторских спектаклей своего времени.

«Все жанры кроме скучного» — таков лозунг Театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва, и, надо сказать, он себя вполне оправдывает. Выбросив из спектакля «всё нудное и лишнее», несколько изменив порядок музыкальных номеров в партитуре Арама Хачатуряна, постановщики предлагают зрителю и новый материал. И неудивительно, ведь полная версия, написанная композитором, так и не была никогда использована в одном спектакле.

Несколько отходит от «классического» сюжета и история Спартака. Опираясь на роман Рафаэлло Джовальноли, создатели спектакля фантазируют на заданную тему. Чуть иначе звучат имена персонажей, добавлены второстепенные герои.

Так, помимо Спартака (Артём Хорошилов) и Красса (Николай Чевычелов), на сцене появляется наложница Эвтибида (Екатерина Хапова) вместо привычной нам Эгины, а Фригию заменяет Аврелия (Марина Волкова). У Красса появляется своего рода «свита» ― шут Красса (Артём Петров) и полководец Метробий (Сергей Белорыбкин), что добавляет императору ещё больше официоза и величия.

«Спартак» Н. Касаткиной и В. Василёва пропитан эротизмом. Высочайший градус откровенности, в большей или меньшей степени смущавший зрительный зал, вполне ожидаем: по сюжету кровавые бои сменяются оргиями и пирами, восхваляющими римскую империю.

Нет никакой возможности пережить трагедию смерти главного героя, ведь тут же вокруг яркими пятнами не дают забыться в горе римские воины, жрицы, служанки, празднующие победу. Триумф, добытый путём кровавой расправы, закольцовывает историю. Мятеж подавлен, враги повержены, империя торжествует — и всё возвращается на круги своя. Красс, как победитель, въезжает в город, принимая приветствие и почтение толпы.

Предложенная вариация «Спартака» вполне может вызвать у некоторых ценителей классической постановки некоторое недоумение, но точно не оставит равнодушным ни одного зрителя. Зрелищный спектакль спустя двадцать лет после своего появления на сцене продолжает удивлять зрителя. Вопрос, собственно, лишь в качестве исполнения обновлённой труппы и той грани, которая едва не переводит спектакль в разряд пошлости.