Артур, ты король

Кинорепортер, Евгений Кожевников

27 марта

Майкл Линднорд буквально одержим приключенческими гонками. Точнее, победой в них. Любитель экстрима делает всё, что только может, чтобы привести свою команду первой к финишу. Но его огромное эго не позволяет трезво оценивать ситуацию. Результат последней гонки ― очередной проигрыш и позорное фото в грязи, которое завирусилось в сети. Майкл уходит из экстремального спорта на три года и пробует себя в других сферах, однако страсть к приключениям не даёт ему покоя. Он решается на участие в новой гонке, в которой надеется во что бы то ни стало победить. И для этого ему нужны надежные партнёры по команде.

Коллектив у героя подобрался клишированный. Старый чемпион, которого списали со счетов из-за травмы. Девушка, занимающаяся экстримом ради отца. Харизматичный задира, переоценивающий собственную значимость. И уличный пёс Артур, который в какой-то момент начинает следовать за командой. Бегуны понимают, что собака не только будет их тормозить, но и имеет мало шансов выжить в самых настоящих джунглях. Однако Артур демонстрирует удивительное упорство и смелость, и герои всё же принимают пса в команду. Тем более что Майкл начинает видеть в новом друге самого себя.

Четвероногий экстремал ― главное украшение ленты. Основная драматическая часть фильма построена вокруг грустной истории Артура и его взаимоотношений с Майклом. Между героями действительно много общего. Оба они аутсайдеры, практически выброшенные на обочину жизни. Оба обладают неумолимой волей. Оба пытаются найти себя. И по иронии судьбы их поиски желанного заканчиваются встречей друг с другом. Артур получает любовь и заботу, а Майкл ― трезвый взгляд на самого себя и душевное спокойствие. Его эго не даёт покоя ни ему, ни его близким, и единственным, кто может помочь протагонисту побороть своё упорство и одержимость, оказывается бездомный лохматый пес, любящий тефтели.

При этом драма работает недостаточно хорошо, как могла бы. Проблема, в первую очередь, кроется в Марке Уолберге. Актёр уверенно чувствует себя в комедиях и экшенах, но подобные роли ему совсем не подходят. Вершиной драматической карьеры артиста так и останется роль Микки Уорда в «Бойце». Здесь же мы в очередной раз наблюдаем, как Марк Уолберг играет Марка Уолберга. Всё подается исключительно прямолинейно с привычным для актёра пафосом, которому тут явно не место. Будь повествование тоньше и размереннее, а Уолберг ― пластичнее и органичнее, фильм бы воспринимался иначе. И у зрителя не оставалось бы ощущения, что драму не дотянули.

Если основная история не получилась достаточно глубокой, то что говорить о сюжетных арках второстепенных персонажей, которые имеются тут исключительно для галочки? Зрителям вскользь подбрасывают грустные факты из их биографии, и от подобного поверхностного подхода к прописыванию героев хочется плакать. Им не то чтобы совсем не сопереживаешь, но не будь их в фильме вовсе, аудитория, как и сама картина, ничего бы не лишилась. Даже наоборот: в таком случае у авторов было бы достаточно ресурсов на проработку истории Майкла и Артура.

А что же с приключенческой частью картины? С ней тоже не всё гладко. Необходимая жанру динамика и напряжение присутствуют. От некоторых головокружительных эпизодов перехватывает дыхание и потеют ладошки. Потрясающие виды Доминиканской республики с высоты птичьего полёта тоже на месте. Но, как и экранные бегуны, мы стремительно проносимся по этим джунглям в рамках пятидневного забега. И в итоге получается не цельная история, а обычная подборка экстремальных видео. Захватывающая, местами невероятная, но как будто наспех пришитая к нарративу. Балансируя между приключением и драмой, авторы не смогли достичь приемлемого результата ни в первом, ни во втором.

Спасает ситуацию реальная история, на которой основан сюжет. Судьбоносная встреча экстремала и пса действительно однажды произошла. Микаэль Линднорд (так в жизни зовут бегуна) даже написал книгу о своём новом друге, которая и легла в основу сценария. Разумеется, сюжеты про животных, особенно если им грозит опасность, трогают зрителей до глубины души. Артура в фильме тоже чересчур активно используют в качестве манипулятивного инструмента для нагнетания драматизма. Но мысли о том, что подобная история произошла в реальности, помогают сменить гнев на милость. А когда во время титров видишь фотографии настоящих Микаэля и Артура, то мигом понимаешь, через что они прошли.

Если закрыть глаза на шероховатости, можно погрузиться в трогательную и оптимистичную историю о кризисе среднего возраста, семейных ценностях, принятии себя и терапевтических навыках питомцев. Да, вполне стандартный сюжет по меркам жанра, без каких-либо откровений. Но то ли прекрасная работа с собакой-актёром, то ли неожиданно удачное сочетание не работающих, казалось бы, в полную силу элементов, то ли эмоциональный финал вынуждают проникнуться. И Артуром, и нераскрытыми героями второго плана, и даже вечно одинаковым Марком Уолбергом. Кинематографическая манипуляция во всей красе. Но почему бы иногда не поддаться ей ради приятного просмотра в кругу близких? Ведь если рассматривать «Артура» как семейный фильм, то со своей задачей он вполне справляется. А на большее и не претендует.