Хитмен. Последнее дело

Film.ru, Максим Ершов

28 февраля

Киллер Джон Нокс (Майкл Китон) за многолетнюю карьеру не допустил ни одной ошибки. В последнее время убийцу мучают провалы в памяти и трудности с ориентацией в пространстве. Врач ставит неутешительный диагноз ― прогрессирующая деменция. У Нокса есть не несколько месяцев, а всего пара недель до того момента, как будет трудно вспомнить собственное имя, какой сегодня день и как водить машину. На пороге дома киллера появляется сын Майлз (Джеймс Марсден), который не общался с отцом много лет. У отпрыска большие неприятности — в порыве гнева был убит мерзкий тип, который встречался с несовершеннолетней дочерью Майлза. Джон проворачивает последнее дело.

Премьера триллера «Хитмен. Последнее дело» состоялась на прошлогоднем фестивале в Торонто. Это всего лишь второй режиссёрский проект Майкла Китона. Как и в случае с криминальной драмой «Весёлый господин», вышедшей 15 лет назад, актёр сам исполняет главную роль. Сценарий фильма написал Грегори Пуарье («И грянул гром» и «Шпион по соседству»), который прежде не пробовал себя в жанре триллера.

Странным образом в 2023 году киллеры и их проблемы захватили умы кинематографистов. На осенних фестивалях прошлого года в Венеции и Торонто фильмы о наёмных убийцах представили Дэвид Финчер, Ричард Линклейтер и Вуди Аллен. У Китона киллер показан в момент слабости, когда ничего уже сделать нельзя. Нокс был военным разведчиком, а затем наёмником и всегда держал судьбу в своих руках. В битве с болезнью Джон оказывается бессилен. Пожалуй, главная драма фильма ― в страшном несовпадении профессионального мастерства главного героя и его физического состояния. Нокс достиг преклонного возраста, когда предыдущие навыки не имеют никакого значения. И хотя трудно сопереживать хладнокровному убийце, но больно видеть, как Джон во время опасной миссии может забыть, зачем вообще сюда пришёл. Состояние киллера стремительно деградирует, так что в конечном счёте перед нами оказывается беспомощный старик.

Для передачи болезни главного героя Китон находит не самое оригинальное, но действенное визуальное решение. Периодически зрители оказываются на месте Нокса. Интерьер комнаты в кадре пульсирует и мерцает чёрными пятнами, иногда звуки доносятся словно бы издалека, а собеседник героя то пропадает, то возвращается. Изредка киллер и вовсе словно бы проваливается далеко в прошлое и видит джунгли. Скорее всего, во Вьетнаме.

Нокс — любопытный персонаж: у киллера два высших образования, юной любовнице (Йоанна Кулиг) убийца даёт почитать Достоевского и Диккенса, да и сына вечно пропадавший на работе папочка любит. Перед лицом скорой потери личности Джон анализирует прошлое, сожалеет о многом и пытается напоследок уладить все семейные вопросы. Аудитория прекрасно представляет, скольких человек прикончил Нокс, но это словно бы было в прошлой жизни, сейчас есть только жалкое настоящее.

Сюжет картины Китона трудно назвать уникальным и прорывным. В какой-то момент Нокс начинает записывать последние случившиеся события в блокнот — в точности как Леонард Шелби из «Мементо» Кристофера Нолана. Потеря ориентации в пространстве и невозможность разделить настоящее и прошлое напоминают мучения персонажа Энтони Хопкинса из «Отца» Флориана Зеллера. Также у Нокса есть пожилой верный друг Ксавье (Аль Пачино), который направляет борющегося с деменцией киллера в последнем деле. По схожему принципу был устроен «Помнить» Атома Эгояна. Однако в сумме сюжет и визуальные решения фильма Китона не смотрятся вторичными, это скорее приятное узнавание.

Нокс — крутой парень, классический герой нуара. Только режиссёр деконструирует жанр и ставит безупречного солдата в безвыходную ситуацию. Лишь в одной по-настоящему динамичной сцене мы видим таланты Джона, в остальном же ждать от картины задора не стоит. Это вообще кино, снятое немолодым автором про пожилого героя, отсюда и вытекает размеренный темп. С другой стороны, можно бесконечно смотреть на усталое и растерянное лицо Китона, затюканного семьянина Марсдена и плавающего в ванне с пеной Пачино. «Хитмен. Последнее дело» — по-хорошему олдскульное кино, не устарелое, а вне времени. Китон-режиссёр не восхищает, но хватает обаяния Китона-актёра и преподносящего пару-тройку сюрпризов сценария.