Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича

Film.ru, Настасья Горбачевская

25 декабря

Новогодний сезон, как, в общем-то, и любые праздники, — повод для кинотеатров собрать как можно больше сказок в репертуаре. Из года в год отечественный кинопром поставляет ультимативные (и чаще всего безальтернативные) хиты проката: «Чебурашка», «Холоп» (воспитательная сказка для взрослых) и целый отряд богатырей. Публика встретит 2025-й с новой экранизацией «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова, одного из образцов советской традиции вольного перевода зарубежных историй, в данном случае «Удивительного волшебника страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума. Ставка сделана на верность сюжетным зигзагам и усмирение клыков и когтей повести для спокойствия самых маленьких зрителей.

Элли (Екатерина Червова) отправляется с родителями (Егор Корешков и Софья Лебедева) и верным псом Тотошкой (джек-рассел терьер Уджер) в загородное путешествие в доме на колёсах. Основной стратегией воспитания мама и папа выбрали бойкот гаджетам хотя бы на выходные, что девочку категорически не устраивает. Во время бурного выяснения отношений подоспела и другая буря, природная: фургон с Элли и Тотонием унесло в волшебную страну. Вернуться не так-то просто! Нужно отыскать великого и ужасного Гудвина — колдун обитает в Изумрудном городе, куда ведёт дорога из жёлтого кирпича. Чтобы доказать непоколебимость намерений, Элли должна привести с собой трех существ, которые нуждаются в помощи. Команду девочки и болтливого пёсика (озвучивает Денис Власенко) пополняют пугало Страшила (Евгений Чумак), Железный Дровосек (Юрий Колокольников) и Трусливый Лев (Артур Ваха).

Адаптация сказки Лаймена Фрэнка Баума была любима и популярна в СССР и на постсоветских пространствах, но чаще всего оживала на экране в виде анимации — то кукольной, то мультипликационной. В 1997 году был выпущен компромиссный телеспектакль, следовавший традициям театральных костюмов и декораций, который довольно быстро забылся. Перед авторами новой версии продюсером Александром Гороховым и режиссёром Игорем Волошиным моментально встала та же дилемма, что препятствовала прочим экранизациям: объём повести, а вернее даже, насыщенность текста событиями. Встречи с новыми друзьями, атаки врагов и всякие непредвиденные препятствия на дороге из жёлтого кирпича (вроде стремительного течения реки) сменяли друг друга каждые пару страниц. Обкрадывать заразительное приключение было бы несправедливо и губительно, а потому новая лента «Дорога из жёлтого кирпича» — лишь первая часть в задуманной трилогии. Фильм укладывается в комфортный для юных зрителей хронометраж около часа и сорока минут, но покидает публику на полпути.

В угоду возрастным рейтингам изменилась и интонация книги: опасности на пути пусть и не кажутся совсем игрушечными, но выглядят довольно вегетариански. Волков не старался облегчить представления о жизни у советских детей, а потому угрозы и коварство недругов на страницах книги были ближе к градусу проблем во вселенной Филиппа Пулмана «Тёмные начала» или даже «поттерианы» Джоан К. Роулинг. Железный Дровосек рассекал топором врагов вдоль и поперёк, Страшилу выворачивало соломой наизнанку, а связанная Элли лежала на столе у людоеда, пока тот точил ножи. При должном подходе франшиза по мотивам книги могла вписаться в тренд на тёмное фэнтези и показать историю взросления с кровью, кулаками и шкурами убитых саблезубых тигров. Но в 2024-м авторы выбрали абсолютно безопасный вариант — едва ли людоед в исполнении Сергея Епишева сможет напугать кого-нибудь в зрительном зале. Впрочем, размах фэнтези никуда не делся: злая ведьма Бастинда (Светлана Ходченкова) живёт в готическом замке, на поле Страшилы растут гигантские тыквы, а лес, где ржавел Дровосек, почти такой же непроходимый, как Запретный лес у Хогвартса. Съёмки картины проходили в том числе в Дагестане — а потому публику ждёт сочетание CGI (сносного, но не крышесносного) и панорамных видов гор и степей.

Авторам не удалось удержаться от соблазна дополнить традиционный сюжет актуальной дидактикой. Привязанность Элли к телефону подана с такой учительской позой и драматичным наставлением, что даже хулиганы с последнего ряда кинотеатра должны устыдиться тяги взглянуть на экран смартфона во время сеанса. К счастью, уроки этикета заканчиваются на открывающей сцене и лишь изредка всплывают напоминанием в Волшебной стране. Антидотом к бумерскому брюзжанию становится заразительная химия и органичное обаяние квартета друзей и Элли, чего добиться довольно непросто, учитывая, что камрадами по приключению стали пёс, пугало, CGI-лев, Колокольников в броне и совсем юная актриса Екатерина Червова. Тотоний взял на себя роль комик-релифа и гавкает шутки разной степени остроумности, а прочие с радостью делятся своей биографией, пока Элли пытается приструнить свой отряд. Но главный бенефис только впереди! Светлана Ходченкова в роли Бастинды постепенно вставляла палки в колёса Элли и Ко — всё из-за серебряных туфель! Актриса взялась за роль ведьмы с сумасшедшим азартом и куражом, а потому поскорее хочется увидеть вторую часть, где действие развернется в её готическом замке.

Скорее всего, в новогодней схватке «Волшебник Изумрудного города» уступит «Финисту. Первому Богатырю», всё-таки плацдарм обожания у богатырской франшизы слишком внушительный. Но вполне возможно, что фильм лучше приживётся именно в рамках домашнего просмотра, в гостиных и спальнях, куда допускаются даже такие зрители, как Тотошка.