Самый ценный груз

ПрофиСинема, Матвей Ромодановский

24 мая

«Самый ценный груз» начинается как типичная сказка: «Однажды, в дремучем лесу в небольшой хижине жила семья дровосеков…» ― читает Жан-Луи Трентиньян ― голос от автора ― последняя работа актёра, он был записан в 2022 году.

В центре сюжета такой же небольшой, как и книжка, ленты, соавторами сценария которой выступили Жан-Клод Грюмбер и Мишель Хазанавичус, бедная польская семья. Муж ― Дровосек (Грегори Гадеуа), целыми днями валит лес, его жена (Доминик Блан) хлопочет по хозяйству, собирая хворост и готовя незамысловатую еду. Они еле-еле сводят концы с концами, хватает прокормиться самим и не дать умереть с голоду дворовой тощей собаке. Детей у них не было и закадровый голос говорит, что, может быть, это и к лучшему ― меньше ртов, меньше забот. Двоим выжить проще, чем троим.

Недалеко от их дома проходит железная дорога, по которой каждый день куда-то идут поезда. Вечно голодная женщина дровосека молится «богу поезда», чтобы подал ей чего-нибудь из перевозимого груза. Когда она слышит плач младенца, то понимает, что из поезда выбросили ребёнка, и она принимает его как дар небес.

Муж сразу понимает, что девочку выбросили из поезда, вёзшего евреев в лагерь смерти Аушвиц. Он оболванен пропагандой и считает евреев бессердечными, врагами всех «добрых людей», причиной войны. Дровосек требует от жены отнести ребёнка обратно в снежный зимний лес. А когда она отказывается, выгоняет её из хижины в сарай, рядом с домом.

Хазанавичус в анимационном фильме создаёт серию убедительных человеческих характеров, живых, меняющихся по мере разворачивающихся на экране событий. Постепенно Дровосек осознаёт, что у «бессердечных» есть сердце, смягчается и признаёт девочку как родную дочь ― один из самых пронзительных моментов в фильме. Или, например, когда женщина просит у изувеченного «Великой войной», колючего ветерана (Дени Подалидес), живущего по соседству, немного козьего молока для девочки, то он сначала отказывается, а затем становится спасителем...

В «Самом ценном грузе» внимание художника сосредоточено на простых людях, которые волею судеб оказываются связаны. Жизнь в лагере и история еврейской семьи показана схематично, но очень выразительно. Из поезда, везущего людей в небытие, муж видит женщину, чему-то молящуюся неподалёку, и в порыве отчаяния он выбрасывает одного из двух близнецов из пробоины в вагоне. Жена в ужасе, так как полагает, что этот ребёнок обречён на смерть. Последняя остановка поезда ― лагерь. Разделение семьи. Дымящие печи и муж, работающий в похоронной команде, складывающий тела перед сожжением. На всё это уходит не более 20 минут экранного времени, но производит сильнейшее впечатление.

Хазанавичус не боится рассказать горькую правду о насилии и смерти. Однако главное в «Самом ценном грузе» ― это надежда, которая не угасает благодаря усилиям простых людей. Ненависть и антисемитизм исчезают благодаря гуманизму крестьян, которые и слова-то такого наверняка не знают, и спасают ребёнка, иногда (и часто) жертвуя своей жизнью не корысти ради, а из доброты сердец.

Художественное решение фильма сочетает подчёркнуто грубые резкие чёрные линии рисунка с нежной пастельной гаммой. Впечатление усиливается волшебной музыкой Александра Деспла. Небольшой хронометраж, скупой на диалоги и слова стиль, восходящий к немому кино, понятен каждому. Фильм можно (и нужно), показывать детям и подросткам, чтобы объяснить сложные вопросы понятным для них языком.

<…> У Мишеля Хазанавичуса, происходящего из семьи евреев-ашкенази, которые сильнее всех испытали геноцид, получилось снять искреннюю притчу об ужасах войны, доброте и искуплении. Сейчас самое время. Чтобы помнили.